Липецкая областная общественная организация «Ассоциация медицинских работников» Липецкой области
  • Турнир по мини-футболу ка кубок "Губернатора Липецкой области-руководителя гражданской обороны региона"

  • 1

Информация об аппаратном совещании от 1 февраля 2022 года

вкл. .

nmplogo

01.02.2023 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Вице-президент Союза НМП С.Б. Дорофеев.

Важным вопросом повестки дня стала информация о деятельности Совета по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (НМО) Национальной Медицинской Палаты. Докладывали Председатель Совета по НМО Вице-президент Союза НМП А.Ш. Ревишвили, руководитель Центра Непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России О.Ф. Природова и руководитель отдела непрерывного медицинского и фармацевтического образования Союза НМП Г.Ф. Тотчиев. Во время докладов демонстрировались презентации.

А.Ш. Ревишвили напомнил, что под термином «непрерывное медицинское и фармацевтическое образование» понимается всякая деятельность, направленная на поддержание, развитие или повышение уровня знаний, приобретение новых навыков, совершенствование профессиональной деятельности и создание связей, которые врач использует для оказания медицинской помощи больным и обществу, а также помощи коллегам. НМО обеспечивает возможность совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни. Основными компонентами непрерывного образования являются формальное образование (дополнительные профессиональные программы повышения квалификации), неформальное образование (образовательные мероприятия профессиональных некоммерческих организаций, которые могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации специалистов на присвоение им квалификационных категорий, а также в аккредитации специалистов в соответствии со ст.76 323-ФЗ) и самообразование (интерактивные образовательные модули).

НМО, помимо системы управления качеством на всех уровнях и системы подготовки медицинских кадров, является важнейшим фактором, влияющим на качество медицинской помощи через образовательные программы, материалы и мероприятия. При этом миссией профессиональных сообществ, ассоциаций является повышение квалификации врачей по своей специальности путем проведения съездов, конференций по специальности, участия в разработке порядков, стандартов и образовательных программ, а также разработки образовательных материалов, которые могут быть печатными (клинические рекомендации, национальные руководства, руководства по практическим манипуляциям, журналы) или электронными (электронные учебные модули с тестовыми заданиями, электронные библиотеки, дистанционные лекции, вебинары).

Первые проекты непрерывного медицинского образования появились еще в начале 20-го века. Постепенное развитие началось в 60-70-е годы 20-го века в связи с бурным развитием фармацевтики, клинической фрмакологии, новой медицинской техники. Первым этапом развития НМО в России стало создание Координационного совета по развитию НМО в соответствии с приказом Минздрава России № 82 от 18.02.2013 г. Координационный совет является совещательным и координационным органом, созданным в целях координации деятельности и оптимизации сотрудничества, в том числе с общественными организациями, союзами, ассоциациями отрасли здравоохранения, по развитию структуры и содержания НМО. Одними из основных функций совета являются выработка предложений по участию профессиональных некоммерческих организаций в повышении квалификации медицинских и фармацевтических работников, а также подготовка требований к качеству дополнительных образовательных мероприятий в системе НМО. Персональный состав Координационного совета под сопредседательством Президента Союза НМП Л.М. Рошаля и заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна был утвержден приказом Минздрава России № 83 от 18.02.2013 г. Координационным советом были сформированы рабочие группы по разработке нормативных документов по развитию НМО и проведению пилотных проектов, по методологии создания учебных и контрольно-измерительных материалов, по внедрению инновационных образовательных технологий в НМО и создана комиссия по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов для МНО установленным требованиям.

Вторым этапом развития НМО стала отработка основных принципов НМО на основании приказа Минздрава России № 837 от 11.11.2013 г. Третий этап – расширение перечня специальностей для НМО на основании приказа Минздрава России № 328 от 09.06.2015 г., следующим этапом стало масштабирование проекта с разработкой более 10 000 образовательных материалов и более 15 000 программ повышения квалификации, как завершение плана-графика, утвержденного данным приказом. Переходным периодом стали 2016-2021 гг., когда отрабатывалась система образовательных кредитов для сертификации и аккредитации специалистов. Пятым этапом развития НМО в России стало утверждение концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в соответствии с приказом Минздрава России № 926 от 21.11.2017 г. Одним из направлений реализации концепции стало обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, образовательных организаций, работодателей, профессиональных некоммерческих организаций. В качестве реализации концепции выступала координация работ Минздрава России с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и профессиональными некоммерческими организациями. Шестым этапом стало утверждение Положения об аккредитации специалистов до 01.01.2029 года в соответствии с приказом № 709н Минздрава России от 28.10.2022 г. В соответствии с данным приказом действует система допуска к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста, предполагающая первичную аккредитацию после завершения специалитета, первичную специализированную аккредитацию после завершения клинической ординатуры или профессиональной переподготовки и периодическую аккредитацию каждые 5 лет профессиональной деятельности.

Серьезным шагом стало создание Координационного совета Минздрава России по кадровой политике на основании приказа Минздрава России № 1051 от 18.12.2019 г. Координационный совет создается из числа представителей Минздрава и Минобрнауки России, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, ФМБА, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждений здравоохранения, научных, образовательных и иных организаций, профессиональных некоммерческих сообществ, создаваемых медицинскими работниками и фармацевтическими работниками. Одной из основных задач совета является выработка предложений по развитию стратегии развития и содержанию НМО, участию профессиональных некоммерческих организаций в аттестации на присвоение квалификационной категории, повышении квалификации медицинских и фармацевтических работников, аккредитации специалистов.

Координационным советом подготовлены методические рекомендации по реализации модели отработки основных принципов НМО для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей с участием общественных профессиональных организаций, методология создания контрольно-измерительных материалов, методология создания клинических рекомендаций, методология создания электронных образовательных модулей, проект приказа Минздрава России «О модели отработки основных принципов МНО с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций, требования к образовательным мероприятиям и материалам, порядок проведения оценки образовательных мероприятий на соответствие установленным требованиям, а также два портала: https://edu.rosminzdrav.ru и http://www.sovetnmo.ru. В настоящее время в системе НМО участвуют более 1,6 миллиона медицинских работников, в том числе более 0,5 миллиона врачей, проводится более 12 000 образовательных программ в год, создано более 20 000 программ повышения квалификации.

Существенной проблемой является распродажа программ МНО большим количеством провайдеров. В том числе далеких от медицины, что дискредитирует сам систему НМО. По результатам социологического опроса только 21% врачей проходят курсы НМО для получения знаний, 89% ответили, что проходят курсы НМО исключительно ради получения баллов. 69% специалистов предпочитают обучаться на рабочем месте, 35% опрошенных выбрали обучение в формате онлайн, 36% готовы частично пройти и очное обучение. Врачи готовы уделять личному обучению около 10 часов в неделю. Критериями отбора курсов НМО 60% респондентов отметили научную ценность, 45% отбирают курсы по содержанию, 59% ориентируются на доступность обучения.

Вероятно, с 2023 года можно говорить уже о седьмом этапе в развитии НМО. В настоящее время следует решить 4 основных проблемы: нормативно-правовую базу развития НМО, участие в НМО других (помимо медицинских профессиональных некоммерческих организаций) провайдеров образовательных услуг, участие медицинских профессиональных некоммерческих организаций в реализации образовательных мероприятий в рамках программ повышения квалификации, повышение эффективности рассмотрения заявок от провайдеров образовательных услуг и мероприятий на соответствие установленным требованиям НМО. В Совете по НМО Национальной Медицинской Палаты 26 членов, что позволяет надеяться на достаточно быстрое и профессиональное решение стоящих проблем.

О.А. Самошин (Тверская область) напомнил, что ранее обсуждался вопрос о введении системы образовательных сертификатов для врачей. С.Б. Дорофеев отметил также, что такой сертификат мог бы стать частью оплаты проводимых образовательных мероприятий. А.Ш. Ревишвили ответил, что за рубежом участие врачей в образовательных мероприятиях оплачивается медицинскими организациями, при этом налажен действенный контроль за участием обучающихся в мероприятии и его качеством.

О.Ф. Природова доложила о работе Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Она напомнила об основных компонентах и участниках НМО. Минздрав России регулирует формальное образование, частично обеспечивает потребность в нем на федеральном уровне, региональные участники формируют потребность в формальном образовании и и частично обеспечивают его на региональном уровне. Профессиональное сообщество реализует элементы неформального образования и самообразования. Медицинская организация заказывает услуги формального образования. Образовательная организация оказывает услуги формального образования. Специалист здравоохранения выбирает и осваивает различные образовательные элементы формального и неформального образования, самообразования.

Основными этапами информатизации непрерывного образования специалистов здравоохранения стали: в 2014 году – разработка информационной системы планирования и учета освоения образовательных мероприятий sovetnmo.ru, в 2016 году – разработка портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru, создание функционала для специалистов и образовательных организаций, его интеграция с sovetnmo.ru, в 2018-2019 годах – модернизация портала edu.rosminzdrav.ru, его интеграция с внешними платформами онлайн-обучения, в 2019-2021 годах – информатизация взаимодействия иных участников организации и реализации образовательного процесса (работодателей, РОИВ, ФОИВ), в 2022 году – информатизация планирования обучения по дополнительным профессиональным программам.

В настоящее время на портале edu.rosminzdrav.ru сконцентрированы образовательные материалы от профессиональных сообществ и ведущих научных центров для специалистов с высшим образованием, специалистов со средним образованием и организаций. На портале зарегистрировано 2 811 623 пользователей, 1768 образовательных организаций, 129 587 программ повышения квалификации, 7423 интерактивных образовательных модуля, 1 797 904 обучающихся специалистов здравоохранения. Более 600 тысяч работающих спеиалистов с высшим образованием, подтвержденных в ФРМР, выбирают и осваивают элементы с использованием портала. Для специалистов здравоохранения имеется система поиска, планирования и учета образовательной активности, платформа онлайн-обучения, система коммуникаций. Для образовательных организаций создана информационная площадка, «электронный деканат» по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Для органов исполнительной власти и медицинских организаций предусмотрена система анализа и управления образовательной активностью специалистов, механизм быстрого распространения образовательного контента.

В рамках обеспечения различных специальностей образовательными элементами имеются элементы по 140 специальностям и 8 должностям. Элементы разрабатываются в рамках одной специальности, могут учитываться для нескольких специальностей и доступны для освоения всем специалистам. Программы повышения квалификации для специалистов с высшим образованием: доступны 90 тысяч программ дополнительного повышения квалификации, при этом 103 специальности обеспечены более чем 100 программами и только 2 – менее чем 20. 98% программ для повышения квалификации соответствуют профессиональным стандартам и квалификационным характеристикам. С 2016 года на портале зарегистрированы 53 000 образовательных мероприятий, по 65 специальностям – более 100 образовательных мероприятий, еще по 19 – менее 10 образовательных мероприятий. Интерактивные образовательные модули доступны в количестве почти 7000 для специалистов с высшим образованием, при этом 81 специальность обеспечена более чем 10 модулями, по 32 специальностям имеется более 100 специальных модулей, нет ни одной специальности с высшим образованием, по которой нельзя набрать 72 и более ЗЕТ с использованием только интерактивных образовательных модулей. Все образовательные элементы, имеющиеся на портале и освоенные специалистом, могут быть включены в портфолио для периодической аккредитации. О каждом образовательном элементе на портале представлена унифицированная информация. Для оценки удовлетворенности обучением только для освоенных элементов предусмотрено 3 варианта – бинарная оценка, оценка по 10-балльной шкале и анкетирование. Результаты оценивания доступны специалистам и образовательным организациям (по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации), другим провайдерам – по запросам.

Имеются возможности для усиления взаимодействия с некоммерческими профессиональными организациями по трем направлениям. Во-первых, это разработка профессиональными сообществами материалов для создания интерактивных образовательных модулей и размещения их на портале, в том числе в соответствии с планом разработки. Во-вторых, при решении вопроса о внедрении процедуры профессионально-общественной аккредитации (ПОА) или какой-либо содержательной экспертизы возможна маркировка или рейтингование дополнительных профессиональных программ повышения квалификации на портале. В-третьих, это предоставление возможности НМП или отдельным профессиональным ассоциациям анализа сведений о различных образовательных элементах НМО по отдельным специальностям через предоставление доступа к материалам портала.

С.Б. Дорофеев напомнил о том, что существующая ПОА образовательных программ является процедурой добровольной и заявительной. Возможно, настало время перейти к обязательной ПОА образовательных программ в рамках договора с Минздравом России. А.Ш. Ревишвили согласился с тем, что это является одной из приоритетных задач Совета по НМО Национальной Медицинской Палаты, как и обновление и рейтингование образовательных программ.

Г.Ф. Тотчиев доложил о возможностях, потенциале и перспективах неформального медицинского образования в рамках концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в соответствии с приказом Минздрава России № 926 от 21.11.2017 г. Имеется справка о принадлежности домена http://www.sovetnmo.ru Национальной Медицинской Палате. В 2022 году проведено 7452 образовательных мероприятия в онлайн-формате, 2857 – в очном и 2042 – в гибридном формате, соответственно выдано индивидуальных кодов подтверждения (ИКП) 4 113 704, 522 553 и 1 281 967. Был проведен опрос врачей, участвующих в онлайн-программах. Специалистов в возрасте до 30 лет, было 4%, 31-40 лет – 19%, 41-50 лет – 30%, 51-65 лет – 42% и старше 65 лет – 5%. В государственной системе здравоохранения работало 84% респондентов, в негосударственных – 16%. Из числа опрошенных 56% работало в амбулаторных учреждениях, 40% - в стационарах, и 4% - в условиях дневного стационара.

В отношении образовательных мероприятий НМО успешно реализованы: предварительная проверка программ, целей и требований к мероприятиям, независимое рецензирование профессиональными сообществами, выдача ИКП по результатам фактического участия, независимая выборочная фактическая проверка мероприятий, преимущественно бесплатное участие без отрыва от работы. В отношении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации достигнуты: формализованный процесс подачи и публикации программ, широкие возможности по выбору программ и формированию образовательной траектории, различные источники финансирования, включая бюджетные средства и средства ФФОМС/ТФОМС. Что касается интерактивных образовательных модулей, до здесь обеспечены: формализованный процесс подачи и публикации модулей, большой выбор модулей, подготовленных профильными НИИ Минздрава России, возможность прохождения модулей непосредственно в личном кабинете edu.rosminzdrav.ru, бесплатное самообучение в удобное время.

В то же время для повышения качества программ НМО требуется обновить и расширить инструменты синхронизации и обмена данными с edu.rosminzdrav.ru, обеспечить автоматизацию взаимодействия с техническими платформами для онлайн-мероприятий, включая сертификацию, внедрить сквозной контроль знаний при активации ИКП по результатам участия в образовательном мероприятии, добиться мотивации рецензирующих структур. Общей задачей является повышение качества программ, удобства, мультиформатности обучения, образовательной ценности и практической значимости получаемых специалистами зачетных единиц НМО.

В качестве дальнейшего развития системы НМО следует выделить создание динамической системы непрерывного профессионального образования врачей и провизоров, обеспечивающей систематическое повышение квалификации специалистов, разработку и внедрение современных образовательных программ дополнительного профессионального образования по всем медицинским и фармацевтическим специальностям, внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих удаленный доступ обучающихся к информационным банкам знаний и интерактивное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом, обеспечивание механизмов коррекции государственного задания на подготовку медицинских и фармацевтических специалистов с учетом современных потребностей практического здравоохранения, формирование у медицинских и фармацевтических специалистов потребности в самообразовании, установление социального партнерства по вопросам подготовки кадров между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, общественными и профессиональными организациями, повышение удовлетворенности медицинских и фармацевтических работников качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации. Создание Совета по НМО Национальной Медицинской Палаты стало реальным шагом по пути дальнейшего развития системы НМО в здравоохранении. Следует отметить хорошую работу в этом направлении территориальной организации НМП Самарской области. Специфической проблемой является отсутствие заинтересованности многих специалистов в обучении сверх утвержденных Минздравом 144 часов дополнительного образования при подготовке к периодической аккредитации.

И.Б. Туаева (Республика Северная Осетия – Алания) обратила внимание на то, что чиновники региональных органов управления здравоохранением, депутаты органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут участвовать в образовательных мероприятиях, хотя имеют медицинскую специальность «организация здравоохранения и общественное здоровье». В случае, если они прекращают указанные виды деятельности, им предстоит профессиональная переподготовка. О.Ф. Природова ответила, что образовательные мероприятия доступны всем, нужно включить таких граждан в бюджетный перечень. Вопрос внесения результатов их обучения в ФРМР – прерогатива Минздрава России.

В.Г. Сварич (Республика Коми) указал еще одну когорту граждан, которым недоступны образовательные мероприятия – это представители профессорско-преподавательский состава медицинских образовательных организаций, которые не имеют совместительства в практическом здравоохранении. Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметила, что как чиновники, так и профессорско-преподавательский состав согласно нормативным документам не являются медицинскими работниками. Вопрос должен решаться на уровне Минздрава России.

Вице-президент Союза НМП Н.Л. Аксенова поинтересовалась, готовится ли проект изменений в законодательную базу по вопросам НМО. А.Ш. Ревишвили заметил, что нормативная база явно требует улучшения. Чиновники и профессорско-преподавательский состав должны иметь доступ к мероприятиям НМО.

С.Б. Дорофеев отметил, что вопросы совершенствования законодательства следует поставить перед представителями Национальной Медицинской Палаты в Государственной Думе Российской Федерации. Необходимость 144 образовательных часов для периодической аккредитации является серьезной проблемой на пути повышения заинтересованности медицинских работников в НМО. Следует подумать об аккредитации не только знаний, но и практических навыков – такого рода образовательные мероприятия могут быть востребованы в системе НМО. А.Ш. Ревишвили предостерег аудиторию об опасности допуска к профессии скороспелых специалистов. Профессиональные навыки следует закреплять не только в образовательных мероприятиях, но и включая их в портфолио аккредитуемого, в профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты.

В заключение обсуждения А.Ш. Ревишвили отметил основные достижения 10-летней истории НМО – созданы два образовательных портала, на которых зарегистрировано более 600 000 врачей, создано несколько десятков тысяч образовательных программ. В дальнейшем необходимо работать совместно с Минздравом России, вероятно, с созданием рабочей группы, при проведении ПОА учитывать обновление образовательных программ с учетом разработки и актуализации клинических рекомендаций. Следует проводить оценку образовательных мероприятий и выборочный контроль мероприятий в сети Интернет. С.Б. Дорофеев и А.Ш. Ревишвили поблагодарили докладчиков и участников обсуждения.

Следующим вопросом повестки дня стала информация о деятельности региональной общественной организации «Ассоциация врачей Севастополя». Докладывал Председатель ассоциации И.С. Боечко. Он сообщил, что организация объединяет 538 врачей Севастополя из общего числа 1701, что составляет 31,6%. Правление ассоциации состоит из 7 человек. Ассоциация работает в содружестве с профессиональными организациями стоматологов и акушеров-гинекологов, имеются члены ассоциации и из госпиталя Черноморского флота. Имеется сайт организации. Членские взносы в течение последних трех лет ассоциация не собирает. Ассоциация имеет действующий договор с департаментом здравоохранения, выпускает журнал «Медицина Крыма». В 2022 году проведено 9 научно-практических конференций, в том числе по хирургии, урологии, лабораторной диагностике. Ассоциация стимулирует участие врачей города в научных разработках.

Имеется договор с адвокатской службой, было достигнуто прекращение трех уголовных дел в отношении медработников. Большой проблемой является уход большого числа медработников из первичного звена государственного здравоохранения в платные структуры (около 1000 человек). Чтобы вернуть хотя бы часть квалифицированных кадров, следует пересмотреть лицензионные требования к платным структурам, систему налогообложения, создать полноценные условия работы в государственных медицинских организациях. Ассоциация тесно работает с Крымским государственным университетом, имеющим кафедры в Севастополе, а также с медсестринскими организациями.

С.Б. Дорофеев в связи с тем, что Ассоциация врачей Севастополя лишь недавно получила доступ к участию в аппаратных совещаниях, предложил не проводить электронное голосование, заслушать более полный отчет организации осенью 2023 г.

В разделе «Разное» В.Э. Пятко (Хабаровский край, руководитель Координационного совета Дальневосточного федерального округа) поднял вопрос об обновлении сведений о членах НМП для Минздрава России. Присланная Минздравом форма содержит СНИЛСы, номера телефонов и другие личные данные членов НМП, у многих информированные согласия на использование персональных данных не оформлялись.

И.Б. Питулова (Республика Татарстан) отметила, что сведения, подаваемые о медицинских работниках в ФРМР, содержат графы и с личными данными, и о членстве в профессиональных организациях, в том числе в НМП. Возможно, Минздраву России проще запросить информацию в ФРМР.

В.В. Думченко (Астраханская область) напомнил, что наличие полных данных о членах НМП помогают при организации и учете уплаты членских взносов.

И.В. Маевская (Иркутская область) сообщила, что в территориальной организации Иркутской области имеются все запрашиваемые Минздравом данные на членов палаты, за исключением СНИЛСов. В указанные сроки (2 недели) получить полные данные с учетом количества членов территориальной организации невозможно.

В.И. Ковалев (Республика Адыгея) отметил, что в настоящее время в республиканской территориальной организации имеет возможность проводить работу по сбору необходимых сведений только он один, поэтому сроки предоставления сведений выглядят нереальными.

Л.А. Айдарова напомнила участникам совещания, что требования к сведениям о членах НМП, состоящих на учете в территориальных организациях, утверждены приказом Минздрава России № 421н от 06.07.2018 г. Поскольку имеется порядок соответствия критериям на передачу ряда полномочий от Минздрава, следует срочно собрать и предоставить необходимые сведения, не забывая о подписании информированного согласия на использование персональных данных.

Н.Л. Аксенова отметила, что нужно выполнять требования порядка соответствия критериям на передачу полномочий и предложила направить письмо за подписью Л.М. Рошаля на имя руководителей регионов, которые могут помочь в организации этой работы, используя административный ресурс.

С.Б. Дорофеев напомнил, что пять лет назад имелась возможность предоставлять не полные сведения о каждом члене НМП, а статистическую сводку, в настоящее время такой возможности, в том числе программного обеспечения нет. Предложил направить в Минздрав письмо о неукоснительном требовании к кадровым службам по обязательному заполнению всех граф в ФРМР. Сведения необходимо собрать и предоставить, крайний срок – конец февраля 2023 года.

На этом аппаратное совещание завершило работу.